Мне нужно механическое тело
О ПАРУСНЫХ ПАРОВОЗАХ,
ИЛИ
МОЕ СКРОМНОЕ ИМХО
ПО ПОВОДУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ УВ. О. ЧИГИРИНСКОЙ
“СЕРДЦЕ МЕЧА”
ИЛИ
МОЕ СКРОМНОЕ ИМХО
ПО ПОВОДУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ УВ. О. ЧИГИРИНСКОЙ
“СЕРДЦЕ МЕЧА”
Итак, недавно я имел возможность ознакомится с произведением уважаемой О. Чигиринской “Сердце Меча”, по поводу которого в Интернете ломается немало копий. Как и следовало ожидать, я не смог пройти мимо вызвавшей столько споров книги, и сейчас хотел бы высказать кое-какие мои мысли на эту тему…
1) Парусный паровоз
Как всем читавшим книгу стало уже, надеюсь, ясно, первая ее часть – до посадки “Паломника” на планету – представляет собой по сути дела переложение на жанр космической оперы романа Жюля Верна “Пятнадцатилетний капитан”. Я совершенно не собираюсь обвинять автора в плагиате, поскольку считаю такой прием вполне допустимым в литературе (если, конечно, сюжетные ходы не выдаются за полностью свои) но кое-что высказать обязан.
Один из двух важнейших двигателей сюжета у автора – собственно, Жюль Верн, как, надеюсь, все понимают – писатель середины и второй половины XIX столетия. Писатель века разума и веры в научный и логический подход ко всему. В его произведениях эта мысль присутствует постоянно. И естественно. Сюжет, построенный на основе сюжетной линии произведения Жюля Верна, в глазах всех читателей будет обязательно содержать эту мысль.
И вот тут-то и происходит явный диссонанс со вторым из главных двигателей сюжета “Сердца Меча” – главным героем Диком Суной. Естественно, напрашивающиеся ассоциации с Диком Сэндом напрашиваются совершенно зря – ничего общего эти два персонажа не имеют. Дик Суна – блестящий пример человека столетия эдак XIV-XV – мрачный занудливый моралитик с легким (поначалу) сдвигом на почве веры.
Я не стану в данном случае говорить ничего плохого о герое – в конце концов, и такой двигатель сюжета имеет полное право на существование – но у меня есть некоторые претензии по поводу совмещения Дика Суны и Жюля Верна.
Если перейти на ассоциации, то попытка совмещения сюжета автора XIX столетия с главным героем из XIV столетия, вызывает в книге “Сердце Меча” ощущение попытки закрепить на паровозе парус. Паровоз в данном случае – бесспорно, Жюль Верн, который честно тащит за собой сюжет всей первой половины книги. Парусом же – таким классическим, прямоугольным, с большим красным крестом в центре – является безусловно Дик Суна.
В общем-то даже попытка закрепить парус на паровозе сама по себе явно не столь уж и плоха. Если парус использовать в чисто декоративных целях, то может выглядеть очень неплохо!
К сожалению, уважаемая Чигиринская (далее - автор) этой ролью паруса ограничиваться не желает. И упорно пропагандирует его как средство ускорения движения паровоза. При этом от усилий паровоза она тоже отказываться не желает, что производит довольно своеобразное впечатление.
Все читатели мне могут возразить – ведь существовали же пароходы с парусами – так что парус может быть пригоден хотя бы как средство экономии угля. То есть парус могут использовать в те моменты, когда паровоз отдыхает – то есть Дик Суна толкает сюжет в те моменты, когда в сюжете, собственно, Жюля Верна автор делает перерыв.
Вынужден разочаровать – не может, и по двум причинам, которые я сейчас назову.
1)Первая причина – совместимость двигательных установок. Да, были пароходы с парусами – для той же экономии угля. Но по ходовым качествам они сильно уступали и парусникам и пароходам без парусов. Причина – несовместимость взаимно мешающих друг другу двигателей. Когда корабль движется под парусами, винт создает сопротивление в воде и замедляет движение, а когда корабль двигается при помощи паровой машины – мачты создают сопротивление в воздухе. В итоге, как только появились более экономичные паровые машины, позволявшие затрачивать на меньшую дистанцию тот же запас угля, и более крупные корабли, способные брать на борт больший запас угля, от таких систем сразу же отказались.
2)Вторая причина – собственно, отсутствие в сюжете первой части тех мест, где Жюль Верн может отдохнуть от своей роли двигателя. Все не-Жюльверновские эпизоды в тексте первой части книги смотрятся довольно вставными, и сюжетообразующая роль им удается слабо.
Так что большую часть времени за двигатель сюжета работает паровоз. При этом, в полном соответствии с законами аэродинамики, висящий на мачте парус ему явно мешает, но ладно! Жюль Верн все сдвинет с места! Паровозу парус не помеха! Даже не смотря на явно непригодное топливо, предлагаемое паровозу в виде попытки набить сюжет совершенно чуждым Жюлю Верну религиозным миссионерством, паровоз летит вперед по просторам галактики, бодро дымя набитой мудростями трубой (из которой явно торчат уши Фрэнка Герберта) и махая парусом на мачте…
Но вот сюжет первой части достигает неожиданного поворота. По рельсам сюжета паровоз под парусом дотащил “Паломника” со всем его экипажем до планеты. Далее наступает явная развилка. Ранее гладкие и ровные рельсы Жюльверновского сюжета поворачивают куда-то в сторону, совершенно не соответствующую желаниям автора. В сторону. Куда автору хотелось бы ехать – в сторону космической оперы, интриг, дуэлей – тоже ведет какая-то дорога, но уж больно ненадежная. Паровоз ясно объясняет, что по такой дороге он никуда не поедет. У автора есть выбор – или продолжить путь по гладким и ровным рельсам Жюльверновского сюжета используя паровоз – и создать хорошее переложение “пятнадцатилетнего капитана” на ее сюжет. Или все-таки проверить эффективность второго двигателя, паруса, в самостоятельном действии на запутанных и местами скрытых в траве рельсах собственного сюжета – то есть отцепить паровоз (который еще не раз вернется!) и попробовать двигаться по своему пути, используя в качестве двигателя парус – то есть Дика Суну.
Автор выбирает второй путь – и, отцепив паровоз, поднимает на мачте ранее явно не игравший никакой особой двигательной роли парус – то есть Дика Суну. Попутный ветер надувает парус, все радуются. Состав под всеми парусами летит вперед – по рельсам самостоятельного сюжета.
Но вот тут возникает явно непредусмотренное автором. Ветер-то он конечно, попутный, но только вот уж слишком отдает религизионизмами, да и запах у него ладанный какой-то. Сила этого урагана явно не впечатляет – состав еле тащится, не говоря уже о том, что рельсы явно не способствуют высокой скорости. Привыкшему к скорости паровоза читателю скорость парусного состава явно не удовлетворяет. Весь состав движется со скоростью сонной черепахи, отчаянно пытаясь хоть как-то ускорить свое движение. Парус терпит как самостоятельный двигатель полное и бесспорное фиаско.
По этому случаю, автору бы самое время воззвать к пассажирам, которые до этого исключительно ехали в свое удовольствие. Из пассажиров на призыв помочь составу откликается исключительно главный злодей Моро. Впрочем, его помощь тоже не впечатляет – в качестве помощи он залезает на мачту, и начинает усиленно дуть в паруса, вроде бы производя при этом некоторое движение. Правда, непонятно, почему бы этоому персонажу вместо помощи главному герою в движении сюжета попросту не начать двигать его самостоятельно, то есть подталкивать состав сзади – положительного эффекта явно было бы больше. Но Моро утруждаться явно не собирается и вместо этого дует в парус, то есть помогает двигаться Дику Суне. Дик Суна от такой помощи явно не в восторге, но предпринять ничего не может, так как одними его усилиями сюжет вообще не двигается – невозможно понять, движется ли состав.
В результате – состав бодро летит по рельсам со скоростью уже вполне проснувшейся черепахи ко второму тому, Дик Суна в роли паруса ловит насыщенный морализаторством ветер, Моро на мачте дует в парус, придавая ему некоторую дополнительную энергию, остальные пассажиры апплодируют из вагонов – а на горизонте с намного более высокой скоростью несется по рельсам своего сюжет Жюль Верн, отлично понимая, что все равно будет первым!
P.S. Итак, начало есть - дальше буду продолжать!
Спасибо, эр Модо!
Нема за що, граф
Гиллуин
Судя по предыдущим произведениям Чигиринской--с фантазией у неё туговато... вот и слетает паровозик с рельс.
Спасибо, рецензия увлекательная и полезная. ^_^
В ЖЖ мой ник kazak_ixbt
Ну, посмотрим, какой будет вторая книга - мнение о первой, внимательно мной прочитанной, отражено в рецензии!
Меня давно занимает вопрос, что заставляет читать (и внимательно читать) книги, которые не нравятся? И ждать продолжения? :-) Мыши плакали и кололись?
Felicitas
Часто - желание поглядеть, как еще аффтар извратится... Вот есть такой Герантиди, в двух томах, тонких и дешевых. Писал АИ в стиле научного резунизма. С исторической и литературной точки зрения - душераздирающая фиготень. НО! Так, как его, меня уже очень давно не прет...
P.S. Что касается "религиозного миссионерства" якобы чуждого Жюлю Верну, то "Таинственный остров" критик явно не читал, не читал....
Кинн?
Хм. Я должна сделать вывод, что автора рецензии от "Сердца меча" все-таки проперло?
Felicitas
Хм. Я должна сделать вывод, что автора рецензии от "Сердца меча" все-таки проперло?
Felicitas
Секуду, вы счас о ком, о Чигиринской с СМ или о Герантиди, которого я, как упоминалось, читал, потому что так писателей уже давно прет только с синтетики?
В данном случае меня интересует - сумеет ли автор двигаться дальше? Мир-то мог бы быть интересным!
P.S. Что касается "религиозного миссионерства" якобы чуждого Жюлю Верну, то "Таинственный остров" критик явно не читал, не читал....
Читал, и очень люблю эту книгу. И хочу заметить одно - при несомненной вере героев Жюля Верна, столь сомнительной деятельностью как религиозное миссионерство они не занимаются!
Я о том, что Герантиди Вас все-таки зацепил. Поэтому и читали. Очевидно, "Сердце меча" тоже зацепило Диланду Альбато - он прочитал довольно толстый роман, будет читать продолжение, написал длинный отзыв и обещал писать еще.
Меня зацепило в единственном виде - как огромный запас упущенных автором возможностей создания оригинального сюжета!
Герантиди как раз мелкий. А зацепил не тем, что пишет хорошо или точно - своим безпредельным идиотизмом, о котором можно говорить долго и в красках.
На самом деле современные книги, где богу отданно первое место, читаются мной только по отделу "Бачь, яка кака..."
Упущенные возможности!
В таком случае, не совсем понимаю, что понимается под религиозным миссионерством в Сердце меча. Большинство главных героев - безусловно верующие люди. Что, на мой взгляд, не преступление. Они летят с человеком, который считает верующих сумасшедшими - тихими или буйными. Они с ним активно спорят. Потом попадают на планету, где все считают так, как Моро. Герои периодически с жителями планеты спорят. Это называется религиозным миссионерством?
Замечу кстати, что такого героя, как Моро Жюль Верн просто представить себе не мог. Во времена Верна это был запредельный герой. Если бы мог - уверен, читатели получили бы "миссионерство" в полном объеме.
Вот в конце книги, Дик в самом деле начинает заниматься миссионерством. Но тут уж просто у человека "накипело". И это самый конец книги, прошу заметить.
Сергей
Подсунула "СМ" другу- бедняга долго плевался и говорил, что я над ним издеваюсь))Охотники!! а гибель команды!!)) один в один)
Плюс есть- можно проверить бдительность читателя.
Но на самом деле жаль- пропал в перспективе интересный любовный роман) или хотя бы забавный яойный фанфик))
И не только - пропал интереснейший сюжет для космической оперы!
Нет целостности, масштабности картины.. но я физик и придираюсь)) по-опыту уже так- если в тексте встречаются технические-физические-астрономические описания я стараюсь их пропускать)) мне становится нехорошо от детальности)))
Нет целостности, масштабности картины.. но я физик и придираюсь)) по-опыту уже так- если в тексте встречаются технические-физические-астрономические описания я стараюсь их пропускать)) мне становится нехорошо от детальности)))
Я придираюсь в основном к левиафанам - такой можно было бы создать сюжет, сделав их основным источником энергии - экономика, построенная вокруг охоты на левиафанов - вот это было бы оригинально!
А насчет Моро x Дик - интересно, интересно...
Сложно ответить - это произведения, повествующие о действиях в далеком будущем космических держав и исключительно с человеческим населением - инопланетяне либо отсутствуют, либо не оказывают влияния на политику - при этом огромное внимание в сюжете уделяется политике, интригам, сражениям!
Ну не сколько оригинально
насчет Моро x Дик - интересно, интересно...
Это по-моему вообще единственное интересное в "СМ"^^'
Как было бы оригинально- в конце романа сделать из них пару по канону)) Притом окажется что Дик не осознавал подоплёки своего интереса к Моро, а после изнасилования признаться в своих чувствах ему мешала только гордость))) Там сюжет можно было как в АНК закрутить!!! Хотя да, основной накал страстей надо было бы ещё дописать. Слеш в книге на завязку ещё не тянет. Но на начало знакомства- вполне.
И автор заменила Моро на.. её... безликое бледное создание- совершенно непрописанное+_+ которое конечно же оказалось потерянной принцессой. Ну ещё бы! Главгероиня должна же быть хоть в чём-то достойна героя! +_+ И она его достойна. В худшем, правда, смысле.
А сверху автор залил религиозного сиропа. Не в тему совершенно. Но да- религиозная зацепка хоть как-то скрепляет абзацы. Но меня религия не к месту добавленная в принципе раздражает))) Странная мода в последнее время)
Такой был бы любовный роман!)))
А вот это было бы нифига не оригинально, а уже многократно обслюнявлено авторами любовных романов и слэшных фанфиков.
А последние, кажется, уже окончательно разучились отличать человеческий интерес от сексуального, и порой даже отказывают (внутри текстов) первому в праве на существование. Забывая, что умный, приятный внешне и обаятельный человек будет многим интересен сам по себе, даже если он немолодой мерзавец.